Понятия со словосочетанием «реставрационные работы»
Связанные понятия
Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого и аутентичности. Такие работы проводятся специализированными организациями по реставрации, где работает квалифицированный персонал (архитекторы, мастера-реставраторы, руководители работы).
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского...
Собор Святого Финбарра (ирл. Ardeaglais Naomh Fionnbarra) — кафедральный собор Церкви Ирландии, расположенный в городе Корк.
Путевой дворец — здание для отдыха знатных особ во время длительной дороги. Путевые дворцы, сохранившиеся до наших дней, охраняются как памятники истории и архитектуры.
Воскресенская церковь (укр. Воскресенська церква) — православный храм в Киеве на Подоле, построенный 1670 году и разрушенный в 1930-е годы.
Кресто́во-ку́польный храм на Руси — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства на Руси каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России (как восстановлением разрушенных за годы советской власти храмов, так и проектированием новых соборов и церквей).
Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в церковь.
Звона́рская слобода — историческое поселение Москвы, основанное в XV веке и просуществовавшее до семнадцатого столетия . Находилось на левом берегу реки Неглинной, на месте современного Мещанского района.
Церковь Святой Ирины (порт. Igreja de Santa Iria) — католическая церковь, находящаяся в районе Санта-Ирия-да-Рибейра-де-Сантарен города Сантарен, Португалия. Храм освящён в честь святой Ирины.
Параеккли́сия, парекле́сия, парэккли́сий, парэклеси́я, парекле́сий (греч. παρεκκλήσιον от греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: «рядоположности, смежности» + греч. ἐκκλησία — «церковь ») — в византийской архитектуре вспомогательная часовня, которая пристраивалась к храму. В русской традиции именуется приделом.
Подробнее: Пареклесия
Тра́пе́зная, устар. тра́пе́за (греч. τράπεζα — стол; лат. refectorium) — помещение (постройка) в церковном учреждении, предназначенная для совместного приёма пищи (тра́пезы). Применительно к католическим монастырям может также использоваться термин рефекторий. В русской храмовой архитектуре (преимущественно XVII—XIX веков) трапезной также принято называть просторную невысокую (обычно значительно ниже кафоликона того же храма) пристройку с западной стороны, часто имеющую свои отдельные алтари в приделах...
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Подробнее: Шатёр (архитектура)
Карнакский музей под открытым небом в Луксоре, Египет расположен в северо-западном углу храма Амона-Ра Карнакского храмового комплекса. Состоит из реконструкций сооружений, которые были разобраны и захоронены или спрятаны внутри массивных пилонов комплекса. Включает в себя Красное святилище Хатшепсут, Белую Капеллу Сенусрета I и известковое святилище Аменхотепа II.
Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.
Полубу́товая те́хника строи́тельства — средневековая техника возведения стен, при которой на месте будущей стены вначале возводились две параллельные стенки из обтёсанных блоков камня (реже из кирпича), затем пустота между ними заполнялась обломками камня, щебня и кирпича, затем заливалась известковым раствором.
Гу́льбище — терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, и служащая в частности для закрытия ставней снаружи. Является характерным элементом русской деревянной архитектуры.
Целостная реконструкция (архитектурных памятников) — это воссоздание утраченного памятника архитектуры и его прежнего облика на том месте, где оно находилось до разрушения, на основе исследований сохранившихся данных (упоминания в письменных источниках, изображения, сохранившиеся аналогичные объекты, археологические находки, обмеры и пр.) с использованием знаний старых строительных приемов.
Храмы Благовещенска — культовые сооружения в городе Благовещенске Амурской области. После вхождения Амурской области в состав Камчатской епархии (середина XIX века) Благовещенск стал центром духовной жизни Дальнего Востока. Перед Октябрьской революцией в городе насчитывалось двенадцать христианских отдельно построенных храмов, а вместе с домовыми церквями — более двадцати.
Саксонский дворец (польск. Pałac Saski) – уничтоженный дворец в стиле классицизма, который находился в Варшаве между Саксонским садом и площадью Юзефа Пилсудского.
Кри́пта (от др.-греч. κρυπτή «крытый подземный ход; тайник») — в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников. Другое название крипты — «нижняя» церковь.
Беффруа в Дюнкерке (фр. Beffroi de Dunkerque) — бывшая колокольня церкви Святого Элигия.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Екатери́нинский собо́р (Свято-Екатерининский собор) — название нескольких православных соборных храмов, посвящённых Св. Екатерине...
Украинская архитектура — это термин, который описывает систему зданий и сооружений, пространственно организующих среду для жизни и деятельности людей, строившихся на современной и исторической Украине.
Плебания (польск. plebania, белор. плябанія) — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI—XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры (типография в несвижской плебании, 18 в.). Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества. Планировка дома обычно 3-камерная, в XIX — нач. XX века более сложной структуры...
Московская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, расположенное с 1946 года в городе Сергиевом Посаде; первоначально находилось в Москве на улице Делегатской, дом 3 (бывшая усадьба Остермана).
Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов).
Аркосолий (лат. arcus — дуга и solium — гроб, саркофаг, трон) — аркообразная ниша для установки саркофага в раннехристианских или средневековых погребениях. Встречаются в храмах и катакомбах. Как правило, в подобных нишах устанавливались каменные саркофаги людей знатного происхождения или раки с мощами святых.
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Базилика в базилике — средневековый храм на территории Херсонеса — города, основанного древними греками на юго-западном побережье Крыма (в настоящее время — на территории национального музея-заповедника «Херсонес Таврический»). Своё название храм получил из-за того, что на одном месте было построено два храма — второй строился на руинах первого из его обломков.
Здание приказов в Московском Кремле — в прошлом монументальный комплекс административных зданий, в которых размещались центральные органы государственного управления Московского царства — приказы. «Старое» здание приказов относилось к концу XVI века, «новое» было построено на месте старого в конце XVII века и снесено в 1770-х годах.
Термин
белорусская готика (белор. беларуская готыка) употребляется по отношению к ряду архитектурных сооружений, построенных в XV―XVI веках (преимущественно в первой половине XVI века) в регионах нынешней Белоруссии и восточной Польши. Для белорусской готики характерно гармоничное соединение черт готики и ренессанса, традиций древнерусского монументального зодчества и влияний русско-византийского стиля, что обогатило, придало её памятникам неповторимый колорит и художественную ценность.
Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь). С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.
Подробнее: Монастырь Хора
Хашт-Бехешт (перс. هشت بهشت, букв. «Восемь райских садов») — дворец был построен в 1483 году по приказу Ягуба Аккаоюнлу, а также относящейся к комплексу библиотека, мечеть, очаг здоровья, ипподром и аллея. Здание и его многочисленные комнаты имеют в плане восьмигранную форму.
Поддубцевская церковь Покрова Пресвятой Богородицы ― памятник архитектуры середины XVIII века в селе Поддубцы Луцкого района на Волыни.
Кафолико́н, или католико́н (греч. καθολικόν — главный, общий храм) главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существуют несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.
Гавит, жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
Диканька — не сохранившаяся родовая усадьба Кочубеев в селе Диканька Полтавской губернии. Село принадлежало этому роду с конца XVII века.
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Королевский замок (польск. Zamek Królewski w Warszawie) — архитектурный и исторический памятник, находящийся в Варшаве, Польша. Памятник национальной культуры. Внесён в Государственный реестр музеев.
Сполии (лат. spolia, букв. «трофеи») — элементы декора, особенно колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений (как правило, языческих храмов) и использовались при строительстве новых зданий (как правило, храмов христианских).
Эмпоры (от нем. Empore — возвышение) — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.